Кафедра общей и социальной психологии: настоящие психологи


-???-

Аспирантура

Внимание!


Вступительный экзамен 1 августа в 10-00.
В 2017 году на аспирантуру выделено 2 бюджетных места, остальные места - договорные.

Вопросы к экзамену - ниже на странице.

Аспирантура - это форма получения послевузовского образования, цель которой научиться научной деятельности, за время аспирантуры выполнить полноценное научное исследование и написать кандидатскую диссертацию. Аспиранту предстоит самостоятельно определить научное направление, выбрать тему исследования, изучить литературу, связанную с ней, организовать эксперимент, получить и обработать данные, сравнить свои результаты с уже имеющимися в науке и сделать выводы. В общих чертах все виды научной работы (от курсовой работы до докторской диссертации) ведутся по единой схеме, но кандидатская диссертация в этом ряду – это уже настоящая научная работа. Она обязана содержать убедительную долю научной новизны и практической (и/или теоретической) значимости.

Успешно закончившим обучение считается аспирант,
написавший диссертацию и получивший на предварительной защите (обсуждении на заседании выпускающей кафедры) положительное заключение.

Предварительная защита — это своего рода официальная репетиция защиты диссертации. Одной из причин неудачного окончания аспирантуры (к концу третьего года текст диссертации не написан) являются трудности, о которых аспирант зачастую не подозревает. Опыт показывает, что диссертация, завершение которой отложено «на потом» (когда будет время, появятся средства и т.д.), так и остается незавершенной.

На
кафедре общей и социальной психологии ТюмГУ с 1998 года ведется подготовка диссертантов по двум специальностям:

  • по общей психологии
  • по социальной психологии.


За это время было подготовлено
14 диссертаций, которые были успешно защищены в различных диссертационных советах.

Специальность 19.00.01 – Общая психология, психология личности, история психологии

Содержанием специальности является:
- исследование фундаментальных психологических механизмов и закономерностей происхождения, и функционирования психики человека и животных, сознания, самосознания и личности;
- применение этих закономерностей для решения практических задач диагностики, консультирования, экспертизы, профилактики аномалий личности;
- исторический и методологический анализ психологических теорий, концепций и воззрений, разработка исследовательской и прикладной методологии, создание методов психологического исследования и практической работы.
Паспорт специальности см. на сайте Высшей аттестационной комиссии (ВАК) Российской Федерации:
http://www.xn--80aaa4a0ajicdpl.xn--p1ai/pasport/19_00_01.html

Специальность 19.00.05 – Социальная психология

Содержанием специальности является:
- изучение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных фактом включения людей в социальные группы;
- изучение психологических характеристик социальных групп и социальных движений;
- анализ социально-психологических методов исследования и воздействия (обоснование методологических и методических приемов социально-психологического тренинга, ролевых и деловых игр и т.п.);
- анализ социально-психологических проблем в различных сферах общественной жизни (производства, управления, образования, СМК, политики и т.д.);
- социально-психологический анализ жизненных ситуаций.
Паспорт специальности см. на сайте Высшей аттестационной комиссии (ВАК) Российской Федерации:
http://www.xn--80aaa4a0ajicdpl.xn--p1ai/pasport/19_00_05.html


Вопросы к экзамену для поступления в аспирантуру
по специальности 19.00.01 "Общая психология"


1. Психология как естественнонаучная и гуманитарная дисциплина: методологические допущения и методы. Сравнительный анализ и основные отличия обыденной и научной психологии.
2. Проблема определения предмета психологии. Характеристика психических явлений, доступных психологическому изучению.
3. Основные школы и направления в психологии. Их влияние на современное состояние психологической науки.
4. Объяснительные принципы в психологии: принцип детерминизма, принцип системности, принцип развития.
5. Психофизиологическая проблема в психологии: соотношение психических и физиологических процессов.
6. Вопросы методологии психологического исследования: характеристика методов, их различия и взаимодополняемость.
7. Отрасли психологии, задачи психологической практики. Формы сотрудничества психологической науки и практики. Междисциплинарные связи психологической науки.
8. Влияние философии на становление предмета психологии. Изменение и расширение предмета психологии с древнейших времен до наших дней.
9. Зарождение и эволюция психики. Становление низших форм поведения и психики.
10. Происхождение и развитие психики человека. Формирование высших психических функций. Сравнение психики животных и человека.
11. Происхождение и развитие сознания. Происхождение осознаваемых и неосознаваемых процессов в регуляции деятельности.
12. Режимы функционирования психики: бессознательное, переживание, сознавание, рефрексия.
13. Развитие психики в филогенезе: стадии и уровни. Соотношение инстинкта и научения.
14. Вопрос о природе психики человека ее формирование в онтогенезе. Понятие высших психических функций.
15. Категория образа в психологии. Категория образа в различных психологических концепциях.
16. Категория мотива в психологии. Понятие мотивации как о сознательном и бессознательном процессе. Объяснительная сила теорий мотивации. Мотивация просоциального и асоциального поведения.
17. Категория переживания. Понятие об эмоциях. Возможности и ограничения психологических теорий эмоций. Динамика эмоций и закономерности протекания эмоционального процесса.
18. Категория действия. Активность животных и деятельность человека. Ориентировочная деятельность. Характеристики структуры деятельности.
19. Умения и навыки как структурные элементы деятельности. Психотехнологии формирования различных навыков: общее представление и анализ с позиций различных подходов (Н.А.Бернштейн, П.К. Анохин, Л.С.Выготский, П.Я. Гальперин).
20. Основные исходные положения и принципы теории деятельности. Соотношение деятельности и психических процессов.
21. Общественно-историческая природа человеческого сознания. Гипотезы о происхождении сознания: роль труда и речи.
22. Проблема определения сознания. Генезис сознания.
23. Категория отношения в психологии. Роль общения в психическом развитии человека. Эволюционно преобразование содержание целей и средств общения.
24. Категория личности в психологии. Методологические предпосылки, современные представления о личности.
25. Формирование личности: органические предпосылки и социальные условия развития, усвоение социальных ролей, самосознание и его функции.
26. Индивид и личность. Генотип и фенотип индивида. Высшие психические функции как фенотип индивида.
27. Темперамент как форма интеграции первичных индивидных свойств. Классические теории темперамента. Современные представления о типах высшей нервной деятельности человека и их значение для понимания динамических особенностей деятельности (Б.М. Теплов, В.Д. Небылицин, В.С. Мерлин, Я. Стреляу).
28. Определение способностей. Проблемы происхождения и механизмы развития. Неоднозначность связей способностей и задатков.
29. Проблема различения характера и личности. Проблема выделения общих оснований для построения типологии характеров. Типологии характера в теориях личности.
30. Классификация современных теорий личности. Объяснительные возможности теорий.
31. Сравнительный анализ представлений о структуре личности в теориях зарубежных и отечественных психологов.
32. Понятия о росте, формировании и развитии личности. Объективный и субъективный подходы к выделению движущих сил развития личности.
33. Ощущение и восприятие как различные формы отражения реальности. Специфика перцептивных образов в ряду других видов образов. Понятие образа мира (А.Н. Леонтьев), когнитивной схемы (У. Найссер).
34. Общая характеристика основных подходов к изучению восприятия: объективно- (Э. Титченер, гештальтеория, Дж. Гибсон) и субъективно-ориентированный (Г. Гельмгольц, Дж. Брунер, У. Найссер) подходы. Влияние установок личности на восприятие.
35. Особенности внимания как психического процесса и состояния человека. Роль внимания в восприятии, памяти, мышлении, осуществлении различных видов деятельности и общения. Опосредованный характер произвольного внимания.
36. Общие представления о памяти, теории памяти. Память как культурное явление, механизмы ее формирования.
37. Мышление и познание. Отличие мышления от непосредственного чувственного познания. Роль мышления в регуляции предметно-практической деятельности. Мышление как самостоятельная деятельность.
38. Виды мышления. Основные стадии развития мышления в онтогенезе и филогенезе.
39. Специфика изучения речи в психологии. Речь и общение. Функции речи. Освоение речи как развитие значений и смыслов. Проблема эгоцентрической речи.
40. Понятие о воображение, его основные отличия от образов памяти и восприятия. Основные функции воображения, его роль в регуляции поведения.
41. Соотношение биологического и социального в психике человека. Влияние наследственности и среды. Аномальное развитие психики человека.
42. Психологическое исследование, обследование, преобразование. Их различия, взаимодополняемость.
43. Методология психологического исследования: психическая переменная как гипотетический конструкт. Проблема логического позитивизма. Виды переменных в психологическом исследовании.
44. Экспериментальные схемы и виды экспериментальных гипотез. Основные процедуры экспериментального исследования. Методы статистической обработки данных.
45. Психологическое воздействие как социально-психологическая проблема. Экологические требования к психологическому воздействию.
46. Основные направления понимания и развития сознания в современной науке. Перспективы развития сознания человека.
47. Новейшие тенденции в теоретической разработке психологических проблем личности.
48. Проблема преемственности в психологических теориях личности.
49. Гипотеза эволюции: жизнь как адаптация, развитие как дифференциация.
50. Интеграция поведенческого, когнитивного, психоаналитического и трансперсонального подходов в поисках объяснительных принципов поведения человека.
51. Проблема поведенческой валидности гипотетических психологических конструктов (имплицитных теорий, субъектности, профессиональной компетентности, конструктивного общения).
52. Обыденное сознание и его характеристики. Взаимосвязь и взаимовлияние обыденного и научного сознания. Возможность исследования обыденного сознания как предмета психологии.
53. Использование психосемантического подхода для решения методологических и прикладных задач психологии.
54. Общение: традиционные подходы к исследованию - возможности и ограничения. Психосемантический подход.

Вопросы к экзамену для поступления в аспирантуру
по специальности
19.00.05 "Социальная психология"


1. Философские основы социальной психологии.
2. Межличностное взаимодействие (интеракция) в диаде и в группе как предмет социально-психологических исследований.
3. Методологические основы социальной психологии. Эволюция представлений о предмете социальной психологии.
4. Контексты общения: понятие и виды. Взаимообусловленность социальных ролей и контекстов.
5. Трактовка предмета социальной психологии в современной социологической и психологической литературе.
6. Эффективность общения: понятие, условия (внутренние и внешние). Деформации общения: понятие, признаки, уровни, причины возникновения.
7. Место социальной психологии в системе современного гуманитарного знания и ее роль в решении современных проблем человека и общества.
8. Специфика возникновения, протекания и разрешения межличностных конфликтов в диаде и в группе. Посредничество как способ разрешение конфликтных ситуаций.
9. Основные понятийные категории социальной психологии.
10. Различные теоретические подходы к определению понятия малой группы. История изучения малых групп как самостоятельной социальной единицы.
11. Соотношение понятий социум и общество.
12. Понятие групповой динамики в основных психологических школах. Элементы групповой динамики.
13. Социальная психика как предмет социальной психологии: понятие, функции, структура.
14. Структурный аспект рассмотрения малой группы.
15. Специфика социально-психологического эксперимента.
16. Лидерство и руководство как феномены управления процессом жизнедеятельности малой группы.
17. История становления и развития социальной психологии как самостоятельной дисциплины.
18. Объективные и субъективные детерминанты возникновения малых групп.
19. Представленность различных психологических школ в современной социальной психологии.
20. Малая группа как развивающаяся система. Генезис и развитие малой группы: основные теоретические подходы.
21. Методология социально-психологических исследований. Соотношение теоретического и прикладного знания в социальной психологии.
22. Механизмы групповой динамики и их влияние на развитие группы. Методологические подходы к пониманию групповой сплоченности.
23. Проблема субъекта и субъектности с точки зрения социальной психологии.
24. Групповые процессы и групповая эффективность.
25. Личность как предмет социально-психологических исследований.
26. Подходы к изучению межгрупповых отношений.
27. Социально-психологические аспекты социализации.
28. Проблематика исследования больших социальных групп.
29. Психологические механизмы регуляции социального поведения личности. Понятие социальной установки.
30. Классификации больших социальных групп и социально-психологические аспекты их жизнедеятельности.
31. Проблема определения и диагностики социально-психологических свойств личности.
32. Особенности функционирования психологически устойчивых больших социальных групп.
33. Семантическое поле понятия "общение". Методологические подходы к выделению сторон (аспектов) общения.
34. Принадлежность к большим и малым социальным группам как фактор детерминации индивидуального сознания.
35. Общение: традиционные подходы к исследованию - возможности и ограничения. Психосемантический подход.
36. Социально-психологические механизмы возникновения и динамики толпы. Деиндивидуализация, заражение и т.д.
37. Мотивационная основа общения. Мотивационное поле потребности в общении.
38. Конформность как социально-психологический феномен.
39. Социально-психологические механизмы общения: заражение, подражание, убеждение, внушение.
40. Социальная фасилитация, ингибиция, конформность и другие феномены социального влияния.
41. Различные теоретические подходы к классификации видов общения.
42. Социально-психологическая природа массового сознания.
43. Общение и деятельность. Эволюция общения.
44. Понятие массового и обыденного сознания.
45. Общение как коммуникация. Определение коммуникации и структура коммуникативного акта.
46. Использование психосемантического подхода для решения методологических и прикладных задач социальной психологии.
47. Инструментальная сторона общения: вербальные и невербальные средства общения, их характеристика.
48. Этические аспекты деятельности социального психолога.
49. Специфика анализа перцептивных процессов в социальной психологии. Механизмы, факторы и эффекты межличностного восприятия.
50. Миссия социальной психологии и социального психолога.

Главная страница | Наши новости | Учебная деятельность | Сотрудники кафедры | Бакалавриат | Магистратура | Заочное обучение | Аспирантура | Повышение квалификации | Студенческие мероприятия | Наши проекты | Наши исследования | Конференции и мастер-классы | -???-


-???- | -???-